Человек в творчестве Гоголя
Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), как направление философии существования, – возник накануне первой мировой войны 1914—1918 годов в России. Основателями экзистенциализма считаются Н.А. Бердяев, Л. Шестов. Основу экзистенциализма как философского направления заложили взгляды Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. де Унамуно, Ф.М. Достоевского и Ф. Ницше. На становление и развитие экзистенциализма оказали влияние философия жизни и феноменология Гуссерля. Николай Васильевич Гоголь и его произведения, безусловно, не могли не оказать влияния на мировоззрение всех этих людей. Жан Поль Сартр определил экзистенциализм как синоним гуманизма, а гуманизм Гоголя, всех его произведений – является, пожалуй, эталоном в литературе.
По Хайдеггеру и Сартру, – экзистенция есть бытие, направленное ни во что и сознающее свою конечность. У Хайдеггера описание структуры экзистенции сводится к описанию определяющих пунктов человеческого существования: заботы, решимости, совести, страха и других модусов бытия, которые определяются через смерть и суть различные способы соприкосновения с ничто
, движения к нему, убегания от него и так далее. Именно поэтому именно в «пограничных ситуациях» (по определению Ясперса), в моменты глубочайших потрясений, – человек прозревает экзистенцию как корень своего существа.
Важнейшее место в иерархии авторских ценностей занимает гармония морального и эстетического в человеке, а именно: красоты внешней и внутренней (душевной). В их разъединении Н.Гоголь, как истинный романтик, видит трагедию. Мыслитель убежден в том, что общение с миром красоты человеческой души, возможно, только через обращение к этическому потенциалу христианского учения.
Романтизм Николая Гоголя эволюционирует вместе с автором. В процессе этой эволюции становится закономерным «объективный план», который не признает изображения, а ведет к вторжению в романтизм прозы жизни и обуславливает формы ее развития.
Творчество Николая Васильевича Гоголя – как писателя и мыслителя – совершенно с точки зрения литературы, и его по праву можно считать специфическим «софистическим» способом философствования, которое тесно связано с литературно-философской мыслью его предшественников и последователей, к числу которых относятся такие выдающиеся философы как Г.Сковорода, Т.Шевченко, В.Соловьёв. Также философское наследие Н.Гоголя размещено в мировой культурный контекст наряду с Э.Кантом, С.Кьеркегором.
В экзистенциально-антропологических поисках Николая Гоголя проблема человека разворачивается через систему концептов смысла жизни: аутентичность и неаутентичность человеческого бытия, жизнь-реальность, жизнь-игра, жизнь-фикция, жизнь-мечта, жизнь-отчужденность, эти концепты актуальны для людей и в современных условиях.
В Гоголе часто не хотят видеть мыслителя, хотя он, бесспорно, был им. Одной из центральных тем его творчества была проблема эстетического начала в человеке. Он первый в истории отечественной мысли поднимает вопрос эстетического аморализма, расхождения эстетической и моральной жизни в человеке.
У писателя постепенно начинает формироваться новая концепция жизни, новое понимание культуры. Он много работает в отрасли художественного творчества, издаёт первый том «Мёртвых душ», но растущей силой в это самое время углубляется в религиозную жизнь. Гоголь планирует издать теологическую книгу, посвященную вопросам Церкви и культуры, – и в 1847 году выходят в свет «Избранные места из переписки с друзьями». Эта книга, в которой новые, смелые и творческие идеи были выражены в наивной, а временами в претенциозной форме, осталась непонятной обществом, вызывала непримиримую и резкую критику. Гоголь слишком тяжело пережил эту неудачу; он не мог отказаться от своего религиозного мировоззрения, но осознание трагической разъединенности Церкви и культуры чрезвычайно угнетало его. В припадке тяжелых сомнений, Гоголь сжигает второй том «Мёртвых душ», в котором он хотел показать «возрожденную и "пробуждённую" Россию», после чего приходит в духовный упадок и вскоре умирает .
Гоголь как художник осознавал свою большую ответственность перед обществом и перед Богом за данный ему талант. Если в раннем своём творчестве он изображал человека, который потерял в себе образ Божий, то с конца тридцатых годов девятнадцатого века, а особенно в сороковых годах, он работал над освещением Божьего образа в человеке. Когда ему это не удавалось, он сжигал свои произведения. Так же как второй тома «Мёртвых душ».
В своём творчестве Гоголь хотел представить «красивого человека». Мечта о «красивом человеке» имеется во всех произведениях Николая Гоголя периоду его зрелого творчества. «Красивый человек» для него – это не тот человек, который уничтожил в себе всё человеческое, но тот, что развил всё богатство своей натуры. В конечном итоге, это такой человек, который нашел в себе Божий образ. Со временем эта тема всё более выразительно звучит в творчестве писателя.