Диалоги.
Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров.
Своего философского учения Сократ
в письменную форму не облекал, но распространял его путем устной беседы. Не ограничиваясь руководящей ролью в пределах своего философско-политеческого
кружка. Гуляя по Афинам на площадях, в местах общественных собраний, на улицах - вел "беседы".Он рассказывал о своих религиозно – нравственных
проблемах, в чем по его мнению заключается моральные нормы и вел пропаганду своего этического идеализма. Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа
. В Беседах и дискуссиях Сократобращал внимание на познание сути добродетели.
Как может быть человек, если он не знает, что такое добродетель? В данном случае познание сути добродетели, познание того, что есть “нравственное”,
является для него предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели. Для Сократа мораль сливается с знанием. Нравственность - знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как "всеобщее",служащее основной всех частных добродетелей.
Задаче нахождения "всеобщего"
должен был, способствовать его особый философский метод. "Сократический"метод, его задача обнаружение "истины"
путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической "диалектики". "Под диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречий. В древности некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины".
Если учения Гераклита
о борьбе противоположностей, как о движущей силе развития природы, сосредоточение своего внимания, главным образом, на объективной диалектике, Сократ
, опираясь на элейскую
школу (Зенон)
и софистов
(Протагор),впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способе мышления. Основные составные части “сократического"метода: "ирония"
и "майевтика”
- по форме, "индукция"
и "определение"
- по содержанию.
"Сократический"
метод - это прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. Что и является сократовской "иронией".
Но он не ставит своей задачей только “ироническое”
раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться "истины".
Продолжением и дополнением "иронии"служила "майевтика" - "повивальное искусство"Сократа (намек на профессию своей матери). Он говорил, что как бы помогает своим слушателям родиться заново, познанию “всеобщего”
как основы истинной морали. Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям Основная задача "сократического"
метода - найти "всеобщее"
в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной "индукции" и "определения". "Индукция" и "определение"в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга.
1
."индукция"- это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения
2
. "определение"
- это установление родов и видов, их соотношения.
Истина и нравственность для Сократа
- понятия совпадающие. “Между мудростью и нравственностью Сократ не делал различия: он признавал человека вместе и умным и нравственным, если человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководствуется этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его . Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок вместо такого, а люди, не знающие, не могут их совершить и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. Таким образом, прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые, а немудрые не могут и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все прекрасные и хорошие поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость".