Феномен культуры
Философский анализ общества был бы неполон без рассмотрения социокультурного аспекта, включающего такие понятия, как культура и цивилизация
.
Термин «культура» вошел в обиход социальной мысли сравнительно недавно (вторая половина XVIII в.). Его возникновение тесно связано с развитием гуманистических идей, многообразно отраженных в различных сферах общественного сознания. Поэты, деятели искусства, философы, ученые эпохи Возрождения, а затем и Просвещения создают идеальный образ человека, наделенного индивидуальными признаками личного совершенства. Культура провозглашалась в качестве средства воспитания образованной, активной личности, способствующей процветанию наук и искусства, обладающей чувством долга и гражданской ответственностью.
Требования к воспитанию определенных личностных качеств содержались и в этических системах более отдаленных исторических периодов. Так, в античности гражданин полиса отличался от «варваров» воспитанностью, определяемой миром эллинизма. Средневековье сформировало свои требования к индивиду, основанные на принципах теоцентризма.
В настоящее время понятие культура используется в различных смыслах и может обозначать исторические эпохи (античная культура, средневековая культура), конкретно-исторические народности, нации, другие социальные общества (русская культура, культура майя), различные сферы жизни и деятельности (философская, художественная культура; культура поведения, быта и труда), духовную жизнь людей (мировоззрение, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, духовные отношения и учреждения).
Связь культуры с различными сторонами общественной жизни порождает многообразие ее значений и создает трудность в ее определении. Существует несколько сот определений культуры и нет никаких оснований полагать, что это число не увеличится: общественное развитие с непреклонным постоянством раскрывает все новые ее страницы, выявляет неизвестные ранее черты и особенности, конкретизирует ее функции. Культура – открытое понятие, как и все, что связано с человеческой историей. Это обстоятельство дает повод и для крайних выводов о принципиальной невозможности «классического» определения культуры. Предлагается лишь ограничиться перечислением практически бесконечного ряда ее функций и проявлений.
Попытаемся все же ответить на вопрос: что такое культура?
Первоначально этот термин (лат. cultura – возделывание, развитие, воспитание, образование), очевидно, означал возделывание, обработку земли, т.е. процесс преобразования естественного, природного состояния (земля) в дело рук человеческих (пашня). Уже в самом слове проглядывается глубокая связь между тем, что оно обозначает (культура) и деятельностью, направленной на изменение девственной природы (натуры). Все, что сотворено человеком, а также побочные последствия этой деятельности и составляют пространство культуры (вторая природа), которое в известном смысле и отношении противостоит объективной данности мира (первая природа). По мере расширения и усложнения общественной практики понятие «культура» приобретает новые значения, о чем уже шла речь выше. Но генетический смысл остался: под культурой, в любом значении этого понятия, подразумевается деятельность, направленная на изменение природы, человека и ее результаты. Отсюда одно из наиболее распространенных определений культуры как специфического способа жизнедеятельности человека, направленной на преобразование природы, общества, самого себя и представленной предметами материального и духовного труда.
Выдающийся гуманист XX века, лауреат Нобелевской премии Альберт Швейцер (1875-1965) определяет культуру как «итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу».