Философия, ее роль в жизни человека и общества
Введение
Авторы учебника исходят из того, что университетское образование не может быть сведено только к овладению профессиональными знаниями, а предусматривает также социально-гуманитарную, в том числе и философскую подготовку будущих специалистов. Всем тем, кто творчески относится к своей работе, крайне необходимо умение видеть проблемы, формулировать их, выбирать пути их решения. Именно такому умению и учит философия.
В основание данного учебника положен проблемный принцип изложения материала и плюралистический подход к анализу рассматриваемых проблем. Авторы, не обходят сложных проблем, понимание которых требует интеллектуальных усилий и способностей. Именно размышление над ними помогает ориентироваться в современном динамичном и целостном мире.
Стремясь раскрыть содержание дидактических единиц Государственного образовательного стандарта второго поколения, авторы понимали насколько сложно отразить богатство и многообразие философских проблем, направлений и умений. Поэтому они поставили цель - помочь изучающим философию составить представление о предмете философии, ее структуре и функциях, о ее вкладе в создание картины мира, о мировоззренческом потенциале философии, о панораме философской мысли в начале третьего тысячелетия и о ее перспективах. При этом авторы учебника исходили из установки, что знание философии не самоцель. Приобретение, приумножение и применение философских знаний должно способствовать развитию самосознания, общественной активности, ответственности за свои поступки.
Авторы учебника старались отразить в своих главах уровень философских разработок рассматриваемых проблем как в нашей стране, так и за рубежом, учли опыт преподавания философии в российских вузах.
Изложенные в учебнике положения не следует воспринимать как свод готовых, устоявшихся истин. Задача изучающего философию состоит не в том, чтобы сначала заучить, а затем некритически воспроизвести их, а в том, чтобы при помощи данного учебника вникнуть в сущность обсуждаемых проблем, понять их личностное и общественное значение.
Поскольку учебник разрабатывался коллективом авторов, то в нем не всегда выдержан единый стиль изложения материала, но при этом его внутренняя логика и целостность ни в коей мере не нарушается. И еще одна особенность. В Ставропольском государственном университете преподавание курса философии осуществляют две кафедры – философии и социальной философии и этнологии. Именно по этой причине в предлагаемом учебнике нет отдельных тем, посвященных проблемам человека и общества, но это не означает, что данные проблемы не затрагиваются в излагаемом курсе.
Авторский коллектив в составе доктора философских наук, профессор В.Д. Грачева (глава 6) - руководителя авторского коллектива, кандидатов философских наук, доцентов Л.А. Адриановой (главы 3,4); Г.В. Андрейченко (введение, глава 1, §§5,7, §8 в соавторстве, §10 главы 2, заключение); А.М. Ерохина (§§ 1-4 главы 2); Б.А. Калинина (глава 5); В.Е. Короткова (§6, §8 в соавторстве, § 9 главы 2) искренне надеется на то, что предлагаемый учебник поможет студентам освоить университетский курс философии.
- Мировоззрение и его сущность.
- Дофилософские формы мировоззрения.
- Философское осмысление мира, его основные типы и способы.
- Предмет и структура философского знания.
- Генезис философии.
- Философия древних Индии и Китая.
- Античная философия.
- Средневековая философия.
- Философия эпохи Возрождения.
- Философия Нового времени.
- Немецкая классическая философия
- Философия Новейшего времени.
- Русская философия.
- Философия последней четверти ХХ века.
- Понятие «картина мира». Специфика философской картины мира.
- Философская теория бытия. Специфика человеческого бытия.
- Движение и развитие. Формы движения и их взаимосвязь.
- Концепция пространства – времени. Проблема бесконечности и безграничности мира во времени и пространстве.
- Философское учение о материи и современная научная картина мира.
- Проблема сознания в философии и науке. Концепция отражения.
- Возникновение сознания. Проблема идеального в философии.
- Социально-историческая, деятельно-информационная природа сознания.
- Общественное и индивидуальное сознание, их структура и взаимосвязь. Функции сознания.
- Общая характеристика содержания диалектики.
- Принципы диалектики и ее отличие от метафизики. Диалектика и синергетика.
- Законы диалектики.
- Категории диалектики.
- Смысл диалектики.
- Основные проблемы гносеологии.
- Процесс познания, его формы и особенности.
- Научное познание и его характеристика.
- Специфика познания социальной действительности.
- Современная гносеологическая ситуация.
- Заключение