Фридрих Ницше (1844 – 1900)

Немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, поэт.В 1869 – 1879 гг. профессор классической филологии Базельского университета. Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 г. в связи с душевной болезнью.

Для творчества Ницше характерно необычное употребление общепринятых в философии понятий. Его идеи, как правило, облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же». Лишь понятие «вещи» выступает как некий момент устойчивости в хаосе становления. Вслед за А. Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как «волю к власти», волю к расширению своего Я, к экспансии. Ницше переносил идеи Ч. Дарвина о борьбе за существование животных на жизнь человеческого общества. Центральным понятием Ницше являются идея к жизни. В человек он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое телесное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов.

Теория познания в ее классическом смысле не была предметом особого внимания мыслителя. Ницше будучи сторонником принципа социальной иерархии, развивает элитарную концепцию абсолютного господства «высшей касты» – тех немногих, которые «имеют право» воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим большинством – серостью, которую не общество, а сама природа будто бы предназначала к тому, чтобы быть «общественной пользой».

Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику морали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание терпимость, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека.

Основное внимание Ницше было сосредоточено на проблемах культуры, на вопросах этики и эстетики, в частности музыки, а также на идеях бытия человека. Над всем человечеством утверждает Ницше, царит бессмыслица.

Основные произведения: «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «Так говорил Заратустра» и другие.