Фридрих Шеллинг (1775–1854)
Немецкий философ, родился 27 января 1775 в Леонберге близ Штутгарта.В 1792 получил степень магистра философии в Тюбингенском университете. Увлекался революционными идеями, характерными для того времени. После двух лет службы домашним учителем был приглашен по ходатайству Гёте в Йенский университет на должность экстраординарного профессора (1798). В 1803 Шеллинг – профессор философии Вюрцбургского университета, в 1806 – штатный член Баварской академии наук в Мюнхене, где он обосновался на 35 лет (с перерывом на семь лет, когда был профессором в Эрлангенском университете). В 1807 Шеллинг стал генеральным секретарем Академии художеств, а в 1827 – президентом Академии наук. В конце жизни он вернулся к прежнему образу жизни, читал лекции в Берлине, впрочем не имевшие успеха у публики.
По своим взглядам в рамках немецкого идеализма Шеллинг занимает промежуточную позицию между И.Г.Фихте и Г.В.Ф.Гегелем; видное положение он и его жена Каролина занимали в движении немецкого романтизма. Шеллинг был пантеистом, но в его системе на месте абсолютной субстанции Спинозы находится динамическое абсолютное Я. Это Я пребывает, подобно физическому миру или природе, на стадии самозабытья, не зная, что объекты и вещи суть лишь произведения его собственного воображения. Постепенно Я просыпается в культуре и человеческой истории и приходит к самосознанию; но все же за этим абсолютным Я, которое «живет» или есть то, что оно есть, в расщеплении себя на субъект и объект сознания, находится Абсолют, лишенный какой-либо определенности и сознания. Это просто ничто; ибо оно «не есть», поскольку «быть» означает быть «через» и «для» сознания. Это «ничто», поскольку в действительности у него еще нет никакого определенного содержания. Всякое определенное содержание как отдельная возможность сведено в нем к абсолютной неразличимости. Но именно поэтому абсолютное ничто в то же время является абсолютной свободой, ибо не обусловлено ни неотъемлемым фактом собственного существования, ни какой-либо специфической принадлежащей ему природой. Оно еще не лишило себя бесконечных возможностей.
Основные произведения: «Философские письма о догматизме и критицизме», «Система трансцендентального идеализма», «Бруно, или О божественном и природном начале вещей», «Об отношении изобразительных искусств к природе» и другие.