Фромм Эрих
Фромм Эрих (1900-1980) – немецко-американский психолог, социолог и философ, представитель неофрейдизма. Отходит от биологизма Фрейда, приближаясь по своим взглядам к антропологическому психологизму. Разрабатывая целостную концепцию личности, стремился выяснить механизм взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе ее формирования. Связь между психикой индивида и социальной структурой общества носит социальный характер, в формировании которого особая роль принадлежит страху. Страх подавляет и вытесняет в бессознательное устремление личности, несовместимые с господствующими в обществе нормами. Типы социального характера совпадают с различными историческими типами самоотчужденного человека. В целях преодоления такого положения выдвинул проект создания гармоничного, «здорового общества».
Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу // Человек и его ценности. М., 1988.
Человек – волк или овца?
В своем докладе я хочу рассмотреть такое понятие, как волк и овца в лице человека. Также хочу передать смысл произведения Фромма известного немецкого философа «Человек – волк или овца».
В своей работе Фромм старается показать человека в двух разных представлениях (волк, овца). Эти животные полностью противоположны друг другу. Хищник, который является санитаром леса и который по русскому фальклеру постоянно вырисовывается в серых и мрачных цветах. И добрая и наивная овца, которая не представляет особой угрозы для окружающих.
Точно такими же и представляет Фромм людей и характеризует каждый из этих видов. В начале своей работы Фромм рассматривает человека как овцу, конечно при этом он аргументирует свою точку зрения. Он приводит множество доводов. Например, что, люди с легкостью выполняют приказы других, даже когда им самим это приносит вред. Люди следуют за своими вождями на войну, которая не дает им ни чего, кроме разрушения и потери. Люди слушают священников и королей, даже если те несут сплошную несуразицу, и поддаются их влиянию. «Мы как стадо» говорит Фромм «Человек с сильными убеждениями, пренебрегающие противодействиям толпы, являются скорее исключением, чем правилом. Они часто вызывают восхищение последующих столетий, но, как правило, являются посмешищем в глазах своих современников».
Великие инквизиторы и диктаторы основывали свои системы власти как раз на предпосылке, что люди являются овцами, говорит Фромм. Именно по этому люди – овцы и нуждаются в вождях, принимающих за них решение.
Однако если большинство людей - овцы, почему они ведут жизнь которая полностью этому противоречит? Именно этот вопрос старается рассмотреть философ. Ведь если мы овцы, то почему история человечества написана кровью?! Значит, существуют и более сильные особи, которые подчиняют себе подобных с помощью силы. Философ приводит в пример Талаат – паша, который подчинил себе миллионы и убил миллионы армян. Так же он рассматривает Гитлера, который тоже обладал властью, и с помощью себе подобных убил миллионы евреев.
Таким образом, Фромм подает еще одну идею, он говорит «Неужели мы действительно должны считать, что мы сами и большинство обычных людей – только волки в овечьей шкуре». Он говорит, что якобы наша истинная природа появляется лишь после того, как мы отбросим сдерживающие нас факторы, мешавшие нам до сих пор уподобится диким зверям. Хотя это и трудно оспорить, но это может быть и заблуждением. Ведь в повседневной жизни мы сталкиваемся с насилием, и большинство из нас смотрит на это с отвращение.
Фромм Эрих дает еще одно объяснение данного противоречия. Он говорит, что может среди большинства овец живет бок о бок меньшинство волков. Волки хотят убивать, овцы хотят делать то, что им приказывают. Волки заставляют овец убивать и душить, а те поступают так не потому, что это доставляет им радость, а потому, что они хотят подчинятся. Но для того, чтобы убедить убивать волки должны придумать историю о правоте своего дела.
Но может быть, человек – это одновременно и волк и овца, или он – ни волк ни овца? Является ли человек по существу злым и порочным, или он добр по своей сути и способен к самосовершенствованию? Фромм пытается обратится с этим вопросом к священным книгам. «Старый Завет не считает, что человек порочен в своей основе. Неповиновение богу со стороны Адама и Евы не рассматривается как грех». Мы нигде не находим, что неповиновение погубило человека. Напротив, неповиновение является предпосылкой того что человек осознал самого себя, что он стал способен решать свои дела. «Таким образом, этот первый акт неповиновения в конечном счете является первым шагом человека по пути к свободе». Фромм таким образом пытается показать, что волчья сущность стремится к свободе, проявляется в человеке на протяженье всей истории человечества.