Индивидуальность в психологии
В психологической науке понятие индивидуальности восходит к научным разработкам С.Л. Рубинштейна[4]. Он рассматривал совокупность внутренних условий как синтез низших и высших специфических свойств, выполняющих в деятельности определенную приспособительную функцию.
Б.Г. Ананьев развивал идею комплексного подхода к изучению человека. Он отмечал, что "индивидуальность человека можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека"[5]. И далее: " .индивидуальность может быть понята лишь как единство и взаимосвязь его свойств как индивидуальности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида". Применив аппарат точных наук, Б.Г. Ананьев и его сотрудники математизировали комплексный (многомерный и междисциплинарный) подход к индивидуальности человека и раскрыли влияние одних разноуровневых основ индивидуальности на другие.
Если С.Л. Рубинштейн и Б.Г. Ананьев трактовали индивидуальность с позиции принципа аддитивности (совокупность, набор или симптомокомплекс свойств), то В.С. Мерлин, опираясь на положения теории систем, первым, пожалуй, стал широко употреблять понятие "интегральная индивидуальность". Он рассматривал интегральную индивидуальность как большую саморегулируемую и самоорганизующуюся систему, состоящую из разнопорядковых подсистем действительности. Главным в теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлин считал поиск путей гармонизации разноуровневых свойств индивидуальности. На основе значительного экспериментального материала, полученного под его руководством, он пришел к выводу о том, что системообразующую функцию в согласовании разноуровневых свойств интегральной индивидуальности выполняет индивидуальный стиль деятельности[6].
В настоящее время специальную модель индивидуальности предлагает В.М. Русалов[7]. Он выделяет в ней два уровня: дифференциально-психофизиологический (низший уровень, представленный свойствами организма) и дифференциально-психологический (высший уровень, состоящий из личностных, индивидных и иных социокультурных образований). Темперамент В.М. Русалов относит к "той "территории", на которой наметилась "встреча" дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии". Используя "метаязык" математики, В.М. Русалов убедительно показывает существование разновероятной (избирательно-стохастической) зависимости индивидуально-психологических свойств темперамента от общих свойств нервной системы, с одной стороны, и индивидуально-психологических личностных образований от психодинамических параметров индивидуальности,- с другой. Несмотря на пестроту подходов к пониманию теории интегральной индивидуальности, всех авторов объединяет стремление выделять и изучать в ней одноуровневые и многоуровневые связи и взаимоотношения. Одноуровневый аспект интегральной индивидуальности определяется совокупностью специфических функциональных инвариантов (взаимнооднозначные, устойчивые связи), многоуровневый - выражается в вероятностных связях разнопорядковых свойств индивидуальности.
Следовательно, системная характеристика индивидуальности "собрала" все познаваемые ее части в единое целое. С практической точки зрения это говорит о том, что раскрывая возрастной портрет индивидуальности, нельзя ограничиться перечислением всех составляющих ее переменных. Доминирующим должно стать изображение возрастных характеристик индивидуальности в плоскости взаимопроникновения всех частей целого человека.
Данная проблема давно волновала умы человечества и не только представителей общественных наук, таких, как история, психология, философия, социология, но и писателей, поэтов. Так, феномен превращения почти чисто биологического существа, каким в детстве является каждый из нас, в высокоорганизованную социобиологическую систему, не смотря на его, казалось бы очевидность, вызывает немало споров и в наши дни.