Карл Юнг (1875-1961)
Швейцарский психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии – «аналитической психологии».
В 1900-х гг. сотрудник Э.Блейлера в Цюрихе разработал технику свободных ассоциаций, превратив ее в один из основных методов психиатрического исследования. В 1907-1912 гг. был одним из ближайших сотрудников Фрейда. Пересмотр Юнгом основных положений психоанализа привел к разрыву с Фрейдом.
В работе «Метаморфозы и символы либидо» Юнг исследовал спонтанное появление фольклорных и мифологических мотивов в снах пациентов. Исходя из этого, постулировал существование в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, которое, по Юнгу, есть отражение опыта прежних поколений, запечатлевшееся в структурах мозга. Содержание его составляет общечеловеческие первообразы – архетипы, динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений и т.д. Архетипы недоступны непосредственному восприятию и осознаются через их проекцию на внешние объекты. Центральную роль среди архетипов Юнг отводил архетипу «самости» как потенциальному центру личности в отличие от «Эго» («Я») как центра сознания. Интеграция содержаний коллективного бессознательного – цель прогресса становления личности (самореализации, индивидуализации). Основная задача психотерапии – восстановление нарушенных связей между различными уровнями психики; в традиционных культурах динамическое равновесие между ними осуществляется, по Юнгу, с помощью мифов, обрядов, ритуалов как средств активизации архетипов. В целом в трактовке природы архетипов и коллективного бессознательного позитивистские идеи переплетаются Юнга с метафизическими представлениями о психике как некой безличной субстанции и т.п. Юнг разработал типологию характеров, в основе которой лежит выделение доминирующей психической функции (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и преобладающей направленности на внешний и внутренний мир. Оказал большое влияние на сравнительное изучение религий, мифологии, фольклора, а также эстетику и литературно-художественную критику.
Основные произведения: «Психоз и его содержание», «Метаморфозы и символы либидо», «Психологические типы» и другие.