Когда возникает наука как высшая форма познания и специфический тип духовного производства?
«Наука» в переводе с латинского означает «знание». Исторически меняется понимание «науки». В античности «наука» понималась как составная часть деятельности, направленной на достижение какой-то цели, это как бы «теория» деятельности.
Наукой владеет знаток своего дела, он знает, как надо делать и почему надо так поступать. Аристотель выделял три вида наук;
1. теоретические, умозрительные, высшие науки, которые познают свой предмет с помощью разума (философия, физика, математика);
2. практические науки (изучают начала государства: политика, этика, экономика);
3. творческие, ремесленные, низшие науки, которые изучают искусственные вещи: строительство, медицина, военное дело, поварское искусство и т.п.
В XX в. наука рассматривается как деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности – систематизированное, достоверное, практически проверенное знание.
Наука – попытка увидеть мир, каким он является сам по себе, дать объективную картину реальности.
Сущность науки:
- достоверное обобщение фактов, истинное отражение исследуемых процессов, объективность;
- выявление законов, управляющих процессами в объекте исследования;
- предвидение тенденций развития и функционирования объекта;
- контроль и управление процессами в объекте[4].
Жизненный смысл науки: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.
В XX в. научная деятельность институциализирована, приобрела устойчивые социальные формы, организована.
Как вид деятельности наука характеризуется:
- определенной системой ценностей: ценности истины, ценность разума, ценность нового знания; ценность независимости суждений и готовности признать свои ошибки;
- определенным набором технических устройств, аппаратуры, средств, используемых в научной деятельности;
- совокупностью методов, используемых для получения нового знания;
- способом организации научной деятельности.
Наука – сложный социальный институт, включает три составляющих:
- производство нового знания;
- доведение знаний до их практического использования;
- подготовка научных кадров.
Научные исследования включают:
- использование методов научного исследования; установление фактов, результатов наблюдений и экспериментов;
- обобщение и объяснение фактов, построение гипотез и их проверка;
- установление закономерных связей между фактами;
- построение теории, законов, принципов;
- философское истолкование данных науки;
- накопление новых опытных данных;
- коррекция, пересмотр прежних теоретических представлений.
Важнейшими закономерностями развития науки являются:
- обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики;
- относительная самостоятельность развития науки;
- преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приемов науки;
- постепенность развития науки, чередование периодов эволюционного развитая и революционной ломки теоретических основ науки;
- взаимодействие и взаимосвязь всех составных отраслей науки;
- свобода критики, свободное столкновение различных мнений, научных гипотез;
- дифференциация и интеграция научного знания;
- математизация науки.
Современная наука не только обслуживает запросы производства, но и выступает в качестве предпосылки технической революции, развития производительных сил общества. Объем научной деятельности и продукции в XX в. удваивается каждые 5–10 лет[5].