Методологическое познание
На стадии прикладного методологического познания в каждой предметной области образуются (см. рис.2) относительно самостоятельные устойчивые системы знаний в виде методологий.
Методология как частная система знаний, возникающая на методологических стадиях познания, является в существенной степени (и это отражено в её названии, происшедшем от "метод" и " .логия") учением о методах (и теориях), возникающих на соответствующих ступенях познания. Методологию не следует сводить к совокупности методов, подобно тому, как не сводится метрология к совокупности измерений, зоология к совокупности зверей и т.д.
Наиболее важные точки приложения методологии:
выявление объекта и предмета исследования;
постановка научной задачи или проблемы (именно здесь чаще всего совершаются методологические ошибки, приводящие, например, к выдвижению псевдопроблем, что существенно затрудняет получение результата);
построение путём сочетания известных элементов научно-методического аппарата и/или создания новых элементов, пополняющих научно-методический аппарат науки, метода (или теории) решения рассматриваемой научной задачи (проблемы) и оценка его применимости;
решение проблемы выбора между конкурирующими методами и теориями, поиск критерия истинной теории;
анализ обоснованности и оценка достоверности получаемых выводов;
оценка научно-технического уровня и значимости получаемых научных результатов.
Другими словами, методология формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи (проблемы): даёт научное обоснование основных компонент проводимого научного исследования, таких как:
объект исследования - это вполне определённая часть познаваемой предметной области (процесс, явление и т.п.), изучение которой является целью исследования;
предмет исследования - та сторона объекта, которая рассматривается в данном исследовании.
Один и тот же объект может быть предметом ряда различных исследований. Пример, относящийся к военной науке:
объект исследования - боевые действия (БД) войск;
предмет исследования (варианты):
На стадии методологического познания получаемые знания интегрируются (на уровне элементов как действующих, так и пока ещё складывающихся, иногда альтернативных, методологических теорий) в научные основы методологической науки эмпирического и теоретического уровней.