Общая характеристика работы
Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой, как известно, заложили Д. Белл, Э. Тоффлер.
Современные отечественные мыслители также исследуют различные аспекты проблемы информационного общества, в том числе и проблемы прогнозирования дальнейшего развития современного социума. Особой концептуальностью выделяются работы следующих специалистов по вопросам динамики информационного общества: В.Л. Иноземцев, И.С. Мелюхин, Н.Н. Моисеев, М. Мунтян, А.И. Ракитов.
Объектом исследования
является образ человека в культуре информационного общества.
Предметом исследования
выступает
социальный и культурно-художественный образы человека в социокультурном пространстве информационного общества.
Цель исследования –
определить особенности образа человека как отражение социокультурных процессов и явлений культуры информационного общества; представить образ человека информационного общества как возможную проекцию будущих социокультурных изменений.
Задачи исследования:
1. Исследовать проблему информационного общества как понятие и как явление, учитывая все философские определения этой проблемы и предложить ее авторское видение.
2. Выявить сущность и характерные черты социокультурного пространства информационного общества.
3. Эксплицировать специфику сознания человека информационного общества.
4. Представить социальный образ человека как особое отражение бытия и сознания личности в социокультурном пространстве информационного общества.
5. Рассмотреть художественный образ человека культуры информационного общества как продолжение и дополнение социального образа человека.
6. Определить потенциальные возможности образа человека как проекции будущего информационного общества.
Теоретико-методологическую базу исследования
составляют работы классиков философской мысли, труды отечественных и зарубежных ученых, занимающихся социальными и культурными проблемами информационного общества, проблемой образа в философии, психологии и культурологии. В диссертации применяются результаты научных исследований в области философии культуры, философской антропологии, психологии, социологии.
Проведенное диссертационное исследование использует комплекс подходов с ориентацией на научно-рациональную философскую традицию. Достижение цели научной работы и решение поставленных задач определили применение принципов и методов философии культуры, философской антропологии, социологии.
Использовались методы классической и постклассической философии: диалектический, феноменологический, герменевтический. Структуралистский и постструктуралистский подходы позволили выявить специфику проблемы образа человека и концептуально ее представить.
Научная новизна
диссертационной работы:
– проведен культурфилософский анализ понятия «информационное общество» и обоснована авторская трактовка категории «информационное общество» как общества, в котором знания и информация выступают ценностью социума;
– выявлены характерные черты социокультурного пространства информационного общества и доказано, что наиболее значимыми из них являются образность, демассифицированность, виртуальность, техногенность;
– обосновано, что формирование сознания человека эпохи информационного общества происходит, с одной стороны, при повышении возможности реализации индивидуальности, с другой – при снижении стремления к идентичности;
– сделан вывод, что наиболее адекватными для понимания социального образа человека информационного общества, отражающими бытие и сознание самого человека являются метафоры «фланёр», «турист», «бродяга» и «игрок»;
– определен художественный образ современного человека как образ любителя, который является продолжением и дополнением социального образа человека информационного общества;