Основные понятия логики
1) Дать логическую характеристику понятию: кошка.
Решение:
Т.е. необходимо определить вид по содержанию и объему
По объему: общее (кошки бывают разных пород)
регистрирующее (элементы множества поддаются учету)
разделительное (к каждому элементу множества – породе – применимо название кошка)
По содержанию: конкретное (в понятии мыслится класс предметов)
положительное (содержание составляют признаки, присущие предмету)
безотносительное (понятия могут мыслиться без своей противоположности)
2) Противопоставить предикату: Понедельник – день тяжелый.
Решение:
– Понедельник есть тяжелый день
S есть Р, исходное суждение вида А
– Понедельник не есть нетяжелый день
S не есть не Р, превращенное суждение вида Е
– Нетяжелый день не есть понедельник
Не Р не есть S, суждение вида Е с противопоставлением предикату
Или другими словами: Легкий день – это не понедельник.
3) Восстановить энтимему: некоторые люди, живущие в XVIII веке, были поэтами, так как Пушкин жил в XVIII веке.
Решение:
А) определим вид умозаключения: скорее всего, это простой категорический силлогизм
Б) определим структуру умозаключения:
"Некоторые люди, живущие в XVIII веке, были поэтами" – это большая посылка
"Пушкин жил в XVIII веке" – посылка
Значит, в нашем суждении пропущено заключение
Б.п. М – Р Некоторые люди, живущие в XVIII веке, были поэтами
М.п. S – М Пушкин жил в XVIII веке
S – Р
Скорее всего, это I фигура. Восстановим заключение S – Р
J Некоторые люди, живущие в XVIII веке, были поэтами
А Пушкин жил в XVIII веке
А Пушкин был поэтом
Восстановили, получили: Некоторые люди, живущие в XVIII веке, были поэтами, а Пушкин жил в XVIII веке, значит, он был поэтом
В) Проверим схему рассуждения на соответствие правилам силлогизма
Структура рассуждения соответствует I фигуре простого категорического умозаключения. Первая фигура имеет правило: большая посылка – общее суждение, меньшая – утвердительное. В имеющемся рассуждении большая посылка – частно-утвердительное суждение. Следовательно, рассуждение неправильно. Средний термин (М) не распределен ни в одной из посылок. Таким образом, рассуждение неверно
4) Определить вид и проверить умозаключение, приведя его к традиционным типам: студент может быть отчислен из Академии, если он пропускает занятия, если он не сдал сессию или вообще на нее не являлся. А Вася не может быть отчислен из Академии…
Решение:
Если студент пропускает занятия, или не сдал сессию, или вообще не пришел на сессию, то он может быть отчислен из Академии. А Вася не может быть отчислен из академии. Следовательно, он или не пропускал занятия, или сдал сессию, или пришел на сессию.
(((р àq) v (c àq) v (i à q)) ۸ q‾ ) à (p‾ v c‾ v i‾)
Вид умозаключения: деструктивная дилемма условно-категорического силлогизма
5) Привести пример ошибки при рассуждении по аналогии
Решение:
Алюминий – твердое тело. Железо, медь, цинк, серебро, платина, золото, никель, свинец, барий, кадмий – тоже твердые тела. Вероятно все металлы – твердые тела.
Ошибка заключается в следующем: это аналогия ни по свойствам, ни по отношениям. В нашем примерно правильнее было бы сделать так: Алюминий – твердое тело. Железо, медь, цинк, серебро, платина, золото, никель, свинец, барий, кадмий – тоже твердые тела. Вероятно, все металлы – твердые тела.