Основное содержание диссертации
Одно из предназначений современного искусства в социокультурном пространстве информационного общества – это демонстрация (в хорошем смысле) того, что процесс информатизации современной культуры в первую очередь предполагает развитие человека и общества, развития положительных моментов влияния информатизации на культуру.
Еще одной важной социокультурной особенностью информационного общества является то, что существованию обособленных, изолированных друг от друга социокультурных миров приходит конец. Они все теснее сближаются, скрепляются множеством разнообразных контактов в единую систему общечеловеческой, мировой культуры.
В целом, культура современного общества пронизана духом постмодернизма с его особым отношением к смыслу, традициям и игре, а социальные отношения как прямо, так и опосредованно зависят от уровня развития информационных технологий и самой информационной культуры общества. Поэтому не должно быть однозначного отношения к возможностям Интернета и информационных технологий. В этих условиях ни одно государство не может развивать свое социокультурное пространство «независимым» путем, вне единой мировой информационной культуры человечества.
Проанализированные социокультурные особенности информационного общества напрямую влияют не только на бытие человека и общества, но и на сознание как социума, так и индивида.
В третьем параграфе
«Сознание человека информационного общества»
рассматривается специфика сознания человека информационного общества.
Особенность переживаемого сегодня момента заключается в том, что изменения в социокультурном пространстве информационного общества происходят в исторически сжатых рамках, на глазах одного поколения. Одновременно с преобразованиями в социальной и экономической структуре становление информационного общества оказывает сильное социальное, психологическое, культурное воздействие на личность.
В бытии современного общества, как в зеркале, отражаются все силы и созидания, и разрушения – не только чувство единства, связанности народов и культур единым технологическо-информационным пространством и временем, но и их сокращающаяся, сжимающаяся реальность, вытесняющая зачастую духовность. Происходит заметная унификация массового сознания, поскольку люди «потребляют» практически одновременно одни и те же новости, особенно глобального характера.
С другой же стороны, вместе с процессом унификации сознания наблюдается и крайне противоположная тенденция – у современного человека, может быть, как никогда ранее имеется полномасштабная возможность проявить и реализовать свою индивидуальность. В подтверждение этого тезиса проводится анализ концепций З. Баумана и В.Л. Иноземцева, в которых подчеркивается значимость самоощущения человека для важнейших процессов, характеризующих современный социум.
Обращается внимание на сами признаки индивидуализированного общества, которые напрямую связаны с особенностями сознания человека в современном мире. По всем приведенным признакам индивидуализированного общества выдвинут ряд аргументов и контраргументов.
Важнейшие изменения, произошедшие на протяжении ХХ века, коснулись не столько технологий или принципов хозяйствования, сколько мироощущения людей и стереотипов поведения. В условиях развертывания информатизации, каждое из диалектически взаимосвязанных начал человека: физическое, психическое и социальное - требует специального учета, так как только в этом случае новые возможности информационного общества могут быть в полной мере использованы для всестороннего развития человека. Реалии информационного общества предъявляют человеку новые требования, прежде всего наличие способности и готовности к перемене деятельности, мобильности, переобучению, овладению новой профессией. С другой стороны, наличествует и другая тенденция, когда компьютер воспринимается как своего рода враг, взаимодействие с ПК становится серьезной нагрузкой, стрессовым фактором, что особо характерно для старшего поколения.
В то же время актуализируется не только проблема человеческой индивидуальности, но и личностной идентичности. Если в социокультурном пространстве традиционного общества коллективное, массовое было над личностным, то для информационного общества характерна иная тенденция: перед современным человеком встает широкая свобода выбора, реализуя которую, он как никогда ранее способен проявить свою индивидуальность.
Таким образом, для сознания человека эпохи информационного общества характерно то, что его формирование происходит при повышении возможности реализации индивидуальности, но, в свою очередь, при снижении стремления к идентичности. Человек не испытывает особую потребность в идентичности в условиях информационного общества, где важнее уметь пользоваться средствами технологизации и информатизации, чем четкое осознание своей идентичности, причастности к какому-либо сообществу людей. Человек информационной культуры – это космополит, в любой момент способный проявить свою индивидуальность.