Реализм

Говоря о реализме, следует, прежде всего, упомянуть о наивном реализме. Он получил также название естественного реализма и относится к представлениям здравого смысла, согласно которому, скажем, объект состоит из вещества и существует независимо от субъекта, и более того, он именно таков, каким мы видим его. Иначе говоря, наше восприятие – достоверно копирует объект.

Существует также научный реализм. Согласно этим воззрениям, объект существует независимо от субъекта, но чувственное познание, как оно есть, не обязательно является истинным. Достоверное знание об объекте можно получить только путем добавления научного размышления к эмпирическим фактам, полученным от объекта, что можно осуществить посредством функции рассудка, который выходит за пределы чувственного познания.

Кроме того, есть и идеалистический реализм. Это воззрение называется также объективным идеализмом. Согласно этому подходу, сущность объекта является духовной и объективной, выходящей за рамки человеческого сознания. В частности, дух существует не только в людях, но Он существовал как источник мира еще до появления человечества, и этот Первоначальный Дух является подлинной реальностью мира и прототипом Вселенной. Из этого следует, что все предметы творения представляют собой различные выражения этого Духа. Например, Платон рассматривал идеи, которые являются сущностью вещей, как подлинную реальность и утверждал, что наш мир есть тень мира идей. Гегель говорил, что наш мир представляет собой результат саморазвития Абсолютного Духа.

В диалектическом материализме объект существует независимо от человеческого сознания, так что в сознании отражается объективная реальность. Следовательно, диалектический материализм – это также реализм. Однако в отличие от наивного реализма, диалектический материализм не считает, что объект существует таким, каким его видит субъект, а скорее признает возможность познания подлинной реальности через ее проверку практикой.