Сёрен Кьеркегор (1813–1855)

Датский философ, религиозный мыслитель и литератор, родился 5 мая 1813 в Копенгагене. Учился в средней классической школе, в 1830 поступил в Копенгагенский университет. Значительное влияние на его судьбу оказала смерть отца в 1838. Двумя годами позднее он выдержал экзамен по теологии в университете. Подготовленная Кьеркегором магистерская диссертация о понятии иронии была опубликована в начале 1841. В конце этого года произошло другое критическое событие – Кьеркегор разорвал свою помолвку с Региной Ольсен. Этот разрыв, вызвавший общественное неодобрение, сыграл одновременно роль катализатора в творческой жизни Кьеркегора. Все, что он написал, несет след этого печального опыта.

Во время краткого пребывания в Берлине Кьеркегор посещал лекции Фридриха Шеллинга. В 1843 он опубликовал несколько важнейших работ: «Или – Или, Повторение», «Страх и трепет» и в дополнение – девять религиозных рассуждений в трех томах, названных «Поучительные беседы». Первые три книги вышли под псевдонимом, поскольку, как Кьеркегор объяснял позднее, выраженные в них взгляды не были его собственными. Под «Беседами» стоит собственное имя автора. В 1844 вышли «Философские крохи» и «Понятие страха», а также еще девять бесед. Опубликованная в 1845 книга «Стадии жизненного пути» частично резюмирует предыдущие работы; в том же году вышли еще три беседы, получившие название «Мысли по поводу критических ситуаций». Самая значительная философская работа Кьеркегора, также опубликованная под псевдонимом, – «Заключительное ненаучное послесловие» – вышла в начале 1846. С исключительным мастерством Кьеркегор описывает разные жизненные позиции, меняя при этом стили письма, однако достаточно последовательно показывая, что христианский образ жизни достигается движением от эстетического через этический к религиозному. В сочинениях Кьеркегора содержатся точные определения таких категорий, как вера, истина, откровение, разум; дана яркая критика гегелевской системы и философского идеализма; анализируется проблема этической ответственности в конкретных ситуациях; разрабатывается оригинальная и глубокая философия религии.

Нападки на Кьеркегора в копенгагенском бульварном листке в 1846 оказались третьим значительным внешним событием его жизни. Ответом явились «Два века» с анализом духа современности.

Основные произведения: «Повторение», «Страх и трепет», «Поучительные беседы», «Христианские беседы». «Деяния любви», «Два века» и другие.