Собственность, ее происхождение и современные формы
Перечисляя отношения, складывающиеся между людьми в системе производства (обмена, потребления и распределения), мы сознательно отложили "на потом" отношения собственности. Не потому, что они менее значимы и как бы находятся вне рамок производства, а именно потому, что они играют принципиально важную роль.
Отношения собственности складываются постепенно уже в недрах первобытного стада человекообразных вместе с формированием сознания и самосознания гоминид. Было, на наш взгляд, серьезным казусом допущенное Марксом и Энгельсом предположение о том, что первые представления о собственности формируются лишь на стадии разложения родового строя. Есть все основания предполагать, что это происходило значительно раньше. Понятие собственности формируется на основе инстинкта присвоения по мере того, как формируется самосознание первобытного человека. Ощущения собственного "Я" и "Мы" первоначально неразрывно связаны с инстинктом выживания, механизмом естественного отбора и трансформируются далее вместе с развитием первобытного общества, формированием отношений семьи, рода, племени.
С одной стороны, механизм естественного отбора неумолимо вел от форм группового брака, характерного для первобытных племен, к формированию парной семьи. По словам Г. Моргана, чей труд "Древнее общество" лег в основу известной работы Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", браки между членами родов, не состоящих в кровном родстве, создавали породу более крепкую как физически, так и умственно, два прогрессирующих племени сливались воедино, и у новых поколений череп и мозг естественно достигали размеров, соответствующих совокупным способностям обоих племен. Сам Ф. Энгельс также делал вывод о том, что развитие семьи в первобытную эпоху состоит в непрерывном сужении того круга, который первоначально охватывает все племя и в рамках которого господствует общность брачных связей между обоими полами. Путем последовательного исключения сначала более близких, затем все более отдаленных родственников, наконец, даже просто свойственников всякий вид группового брака становится практически невозможным, и в результате остается одна, пока еще непрочно соединенная брачная пара. На этом естественный отбор завершил свое действие в этом направлении.
Далее, по словам Ф. Энгельса, вступали в силу другие общественные движущие силы, которые привели к возникновению в эпоху цивилизации моногамной семьи. Но каковы были эти силы?
Это были, по Энгельсу, новые общественные отношения, складывающиеся по мере появления более эффективных средств и способов труда.
Внимание Энгельса постепенно концентрируется исключительно на обстоятельствах социального порядка, а именно на формировании частной собственности на средства производства и развитии ее экономических и правовых норм в процессе эволюции общества к капитализму, как своей последней возможной, "предельной" форме, на которой она сама изживает себя. Более глубокие корни происхождения собственности и представлений о ней, уходящие в природную суть человека, остаются в недостаточно прозрачной ретроспективе предыстории человечества.
Между тем корни "чувства собственности" у человека следует усматривать не в поверхностных пластах, связанных с действием социальных факторов, о которых он пишет, имея в виду стадию формирования частной собственности на непосредственные средства производства. Эти корни уходят гораздо глубже — в механизмы формирования чувства обладания и владения уже в процессе возникновения человека с его сознанием и самосознанием, различения "Я" и "Он", "Я" и "Мы" и других форм его самоидентификации в первобытном обществе.
Из такого предположения вытекает совершенно другая перспектива общественного развития, равно как и социальной теории.
Собственность и отношения собственности формируются вместе с возникновением человеческого общества уже в недрах первобытного общества задолго до того, как складываются государство, право и другие институты цивилизации. Поэтому категорию собственности мы считаем социально-философской, т.е. более широкой, чем экономические, правовые, политические и другие понятия. Это не вполне обычно, по крайней мере для пашей российской литературы, где категория собственности связывается лишь со становлением развитых производственных отношений и рассматривается главным образом в рамках теории государства и права.