Томмазо Кампанелла (1568–1639)
Итальянский философ и поэт, родился в Стило (в Калабрии, Италия) 5 сентября 1568. В 15 лет стал монахом-доминиканцем, в школах ордена изучал труды Аристотеля, Фомы Аквинского, астрологию и каббалу. Прочитав работу Телезио «О природе вещей согласно ее собственным началам», выступил против аристотелевской философии и в защиту Телезио с книгой «Философия, доказанная при помощи чувств». Был арестован по обвинению в ереси, но вскоре выпущен; затем вновь арестован в 1593, но оправдан в 1596. В это время написал труды: «О христианской монархии», «Политический диалог против лютеран, кальвинистов и других еретиков». Арестованный вновь в 1599 по обвинению в заговоре против испанского режима в Неаполе, был осужден в 1602 к пожизненному заключению (провел в тюрьмах почти 27 лет), во время которого и написал главные философские работы, в частности «Защита Галилея», «Об ощущении вещей и магии», «Побежденный атеизм» и множество других, а также поэмы, мадригалы, сонеты и другие поэтические произведения, представленные в Избранном. Кампанелла был освобожден в 1626, а в 1629 оправдан. Пытался донести свои идеи до папского двора. В 1634, испугавшись нового осуждения в связи с открывшимся заговором в Неаполе, бежал в Париж под покровительство Людовика XIII и кардинала Ришелье. Умер Кампанелла в Париже 21 мая 1639г.
В своей философии Кампанелла пытался дать научное доказательство христианства исходя из чувственного восприятия и познания разумом самого себя. Вселенная есть смесь бытия с небытием; изменение порождается противоположными принципами любви и раздора. Все вещи обладают душой и чувствами – каждая на своем уровне; все стремится к самосохранению; однако разумные существа могут достичь этого, только соединившись с Богом.
Политическая философия Кампанеллы в его «Городе Солнца» содержит проповедь коммунистического, контролируемого с помощью принципов евгеники, общества, которым правят король-жрец и три государственных министра. Эта утопическая картина отражает мечту Кампанеллы об обращении всего человечества в католицизм и установлении мирового государства авторитарного типа под эгидой папской власти («монархия Мессии»).
Основные произведения: “О природе вещей согласно ее собственным началам”, “О христианской монархии”, “Защита Галилея”, “Побежденный атеизм”, “Город Солнца” и другие.