Умственный эксперимент
В наше время, когда склонность к опытам и переживаниям и доктрина, служащая этой склонности, достигли столь высокой популярности, а количество самостоятельно и независимо
переживающих индивидуумов сформировало армии
, я предлагаю произвести со мной вместе еще один эксперимент.
Давайте представим такую ситуацию, когда изначально принятый принцип определяет направление дальнейших опытов и переживаний. Как, например, при изначальной установке: смоти в трубку, сориентированную на область Х и описывай то, что заметишь; или: слушай радиопередачи на волне У и описывай то, что услышишь; или питайся только солевым раствором Z и описывай правдиво свои вкусовые ощущения. Если такие эксперименты производить и повторять много раз многими исследователями и долгое время, можно достигнуть поразительного единства описаний и сходности замеченных явлений, и кроме того у посвятивших этому занятию годы своей жизни, представление и о самой жизни и ее содержании в целом, может стать почти полностью определенным сферой полученных данных, т.е. описаний производимых наблюдений на основании той изначальной установки, того принципа. Но все эти данные, определившие в очень значительной мере содержание жизни наших исследователей, как мы видим, относятся только к области Х, волне У, и виду пищи Z – и ни к каким другим областям, волнам и видам питания, которых можно выбрать сколько угодно
, т.е. бесконечное количество! Очевидно, что при любой подобной установке (Изначальном принципе для наблюдений) из бесконечного количества выборов таковых идей мы получим бесконечное множество совершенно разных опытов и описаний, и обобщенных представлений о жизни. Так опыт, переживания и представление о жизни зависят от идеи,
принципа, выбираемого изначально, если хотите, произвольно! После же произведения какого-то типа (зависящего от изначального принципа)
таких опытов, мы обычно формируем вторичные принципы и законы, основанные на опыте , наблюдении и переживании. Эти-то вторичные
принципы и умственную манипуляцию ими многие называют рациональным мышлением или научным мышлением и т.п. Такаярациональность вторичных принципов, неизбежно будет зависеть от опытов и переживаний и будет вторичной и менее истинной, по сравнению с теми. Но не надо забывать, что была еще и первичная
установка, принцип (или принципы и разумные основания, по которым они были выбраны), т.е. вначале было слово: давайте ставить опыты так, а не иначе! То начальное слово, тот начальный принцип, определил все последующие опыты, переживания и их описания, т.е. начальная рациональность
определила опыт и переживания и вторичную рациональность, т.е. является более
существенной или, если согласитесь, истинной, чем те последние.
Давайте представим еще один опыт:
Предположим, что для каких-то исследований наблюдателям нужно находиться в области с высокой радиоактивностью. Они производят свои наблюдения, получают данные, также получают большую дозу радиации и с ней лучевую болезнь. Приглашая других проверить, подтвердить и убедиться в истинности их открытий, они неизбежно приглашают тех также и заболеть
, как они сами. Знания, полученные ими, представляют определенную ценность; вторичная рациональность, зависит от этих данных; данные, как и та рациональность, зависят от изначального принципа и ограничены