Введение
Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных. Перед взором человека предстаёт мир, разворачивается зрелище бесчисленных предметов, их свойств, событий и процессов; люди пытаются разгадать тайну мироздания, объяснить причины своих переживаний, вызванных с встречей с красотой или, наоборот, с безобразным, понять смысл своего существования, отыскать истоки своих мыслей и т. д. Но все процедуры данности нам мира и переживаний, чувства и мыслей проходят через то, что называется сознанием. Сознание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому освоению мира, оно входит обязательной «добавкой» во всё, что мы воспринимаем как данность. Чтобы войти в состояние сознания, недостаточно просто мыслить, просто переживать, чувствовать, воспринимать: необходимо какие-то дополнительные акты, с помощью которых я не просто мыслю, а «я мыслю, что я мыслю», я не просто переживаю, а «я переживаю, что я переживаю», я не просто что-то знаю, но «я знаю, что я знаю» и т. д. Сознание предполагает умение человека направлять своё внимание внутрь себя и одновременно с этим обнаруживать характеристики мира, возникшие как результат отношения к миру.
Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Многие философы определяю сознание как чудо из чудес мироздания, как великий благостный дар человеку, ибо лишь в сознании он дан себе как «я», устремлённое к вершинам духовного бытия, возвышенной любви и дружбы, сострадания и радости и т.д.
Известный философ Э. В. Ильенков писал, что сознание – двуликая способность человека. С одной стороны, оно чудо из чудес, великий благостный дар человеку, ибо только в сознании человек видит себя как личность, индивидуальность, достигает вершин духовного бытия, возвышенной дружбы, любви сострадания и т. д.
С другой стороны, сознание - тяжёлый крест, ибо только в нём дана вся боль мира и без сознания человек был бы счастливее. Не случайно, чтобы унять боль (душевную или физическую), отключают на какое-то время сознание с помощью наркотиков, алкоголя и т. д. Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевным страданиям; самоубийство – чисто человеческий акт: животные не обладая сознанием, не знают и самоубийства.
Многогранность сознания делает его объектом изучения мн6ожества наук, среди которых философия, психология, биофизика, информатика, кибернетика, юриспспруденция, психиатрия.
Вследствие объективной своей многосистемности сознание с большим трудом поддаётся общесистемному определению и любое его определение, если не оговаривать специального назначения этого определения, оказывается неполным, односторонним, вызывающим к себе скептическое отношение, ведущее к попытке его заменить или дополнить.