Заключение

Философы не изобретали то или иное понимание сознания: они воспроизводили реальную для определённой эпохи структуру человеческой духовности и реальное место сознания в ней. Структура духовного опыта во все времена была тесно связана со спецификой мировоззрения эпохи. Поэтому в зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим – космоцентристское, теоцентристское, антропоцентристское, социоцентристское – менялось и понимание сознания.

Современные постмодернистские философы, писатели, эстеты толкуют сознание как поток речепроизводства и текстопроизводства, назначение которого состоит в том, чтобы случайные сигналы и послания ниоткуда выразить в языке и передать неизвестно куда и кому. Сознание отпускается в свободный полёт по информационному пространству, а его содержание начинает напоминать шизофренический бред. В ситуации ожидания случайной информации сознание отвыкает трудиться над сознанием личности. Перестаёт быть направленным на восприятие внутренних переживаний человека. Оно больше не «всматривается» в бездну духовного опыта личности, не включается в личную работу разрешения открытых им в этой бездне противоречий. Его главным состоянием становится «прозрачность души».

Конечно, нужно учитывать, что такое понимание сознания отражает только тенденции в духовной культуре общества. Каждый конкретный индивид приобщается к этой тенденции по-своему, в разной степени. Люди потенциально (т. е. в возможности) являются свободными участниками своего духовного становления и созревания, что предполагает самостоятельную работу ума и души каждого. Но работа эта очень трудная, а потому не все её выдерживают и на неё соглашаются. Тогда сознание начинает «работать» по облегчённому варианту: оно или подчиняется власти бессознательных сил, не пытаясь их прояснить, или направляет своё внимание вовне, не задерживаясь внутри личного духовного опыта с его сомнениями и противоречиями.

Как бы не понималось сознание – то ли как знание, то ли как явление морального порядка – в обоих случаях речь идёт о том, что не мир дан сознанию, а сознание «задаёт» структуру мира, конституирует его. Или сознание участно в бытии. В нём всегда уже есть некие состояния, которые делают возможным как познание и знание, так и морально-нравственные переживания; эти состояния сознания неустранимы из содержания знания о мире и нравственного переживания по поводу этого мира. Но они есть для нас тайна.