Заключение

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод, что представление о бессмертной душе, которая остается после смерти и, словно через дверь, ведущую в иную жизнь, отправляется в рай или ад, не исходит из Библии. Наоборот, слово Бога учит, что человек сам является душой, что на самом деле его душа - это он сам со всеми своими физическими и умственными качествами (Быт.2:7; Второзаконие 27:25; Притчи 2:10), а также: "Душа согрешающая, та умрет" (Иезекииль 18:4), и нигде не сказано, что человек имеет бессмертную душу, которая останется после смерти тела. Воскрешенный Иисусом Лазарь ничего не говорил о том, что он был в раю или в аду мучений, что сделал бы, если бы там был, - мертвый Лазарь был полностью в бессознательном состоянии и остался бы в таковом до "воскресения, в последний день", не верни его Иисус к жизни.

[1] Юм Д. Соч. в 2 т. - М., 1965. - Т.2, c.800.

[2] Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. - М.: Искусство, 1989, c.72-94.

[3] Легенда о докторе Фаусте (пер. Р.Френкель). – Л.: Наука, 1978. – Гл.12, c.47.

[4] Манн Томас. Доктор Фаустус (пер. С.Апта и Н.Ман) // Манн Т. Собр. соч.: В 10 т. Т.5. – М.: Худ. лит., 1960, c.245.

[5] Шелли П.Б. О Дьяволе и дьяволах // Письма. Статьи. Фрагменты. – М.: Наука, 1972, c.408-409.

[6] Борос. Жизнь после смерти. – М., 1990; Уотсон Лайэлл. Ошибка Ромео: Размышления о жизни после жизни // Днепровская панорама. – 1991. – 26, 29, 31 окт., 2, 5, 6, 7, 13, 14, 18, 21, 23 ноябр. и др.

[7] Дерябин С. Следы сознания // Если. – 1996. - № 12.

[8] В аду, описанном Д. Андреевым в «Розе мира» (сер. ХХ в.) - нерегламентированном, непредсказуе-мом, где царит случайность, а физические муки зачастую заменены духовными, - имеет место один неточный нюанс: он отводит существованию, пусть и все более ограничиваемому по мере опускания в уровни ада, такую же бесконечность, как и в раю. Существование же в аду ограничено и конечно.

[9] Сведенборг Эмануэль. О небесах, о мире духов и об аде. - Киев: "Украина", 1993. - №548.

[10] Мухин Ю. Душа бессмертна // Свое мнение. – 2002. - 20.11, 27.11, 04.12 2002.

[11] Швайдак Ю., Фурдуй Р. Прелесть тайны. – Киев: Лыбидь, 1992, c.157-185.

[12] Любовь Романчук.

Аспекты потусторонности и концепция Спасения // Порог. - 2003. - №10. - С.25-31

[13]Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Слова на двунадесятые и великие праздники. Издательство Московской Патриархии, 1997.