Деятельность человека в зеркале культуры
Иной взгляд на человеческую деятельность стал развивать И. Кант. Усмотрев в ней одно из важнейших свойств человека, Кант совершил "коперниканский" переворот в понимании его места в мироздании: в кантовском учении человек предстал творцом мира, в котором он живет.
В самом деле, по Канту, пространство и время - это не существующие независимо от сознания формы бытия, а "формы созерцания" явлений (нечто вроде надетых на человеческий ум не снимаемых очков, через которые человеку видится мир). А сами явления - продукт наложения категориальных схем деятельности рассудка на чувственные данные опыта. Значит, данный человеку в опыте мир явлений (мир "вещей для нас") оказывается зависимым от устройства и способов функционирования его познавательных способностей. Но этот мир и есть окружающая человека природа - никакой другой он знать не может (мир "вещей в себе" ему недоступен). Таким образом, человек подчиняет всю природу законам своей мыслительной деятельности. Он даже существование самого Бога допускает лишь потому, что это может быть непротиворечивым образом согласовано с законами человеческого разума и человеческой морали.
Вслед за Кантом представление о человеке как существе деятельном развивал И.Г. Фихте (1762-1814). Он считал деятельность высшей ценностью для человека. Действовать, чтобы жить, или жить, чтобы действовать? Фихте отвечает на этот вопрос однозначно: "Действовать! Действовать! - вот для чего мы существуем!".
Однако представители классической немецкой философии, рассматривая деятельность как существеннейшую характеристику человеческого бытия, понимали ее односторонне: под ней имелась в виду главным образом духовная, мыслительная деятельность. Они преувеличивали свободу человеческого разума и его воздействие на природу, когда утверждали, что его деятельность определяет законы природы и остается вместе с тем полностью независимой от них.
С материалистической точки зрения человеческая деятельность есть процесс, который, будучи направлен на достижение поставленных человеком субъективных целей, может привести к успеху лишь постольку, поскольку это не противоречит объективным законам природы. Различая духовную и материальную деятельность, материализм рассматривает первую как своеобразную "надстройку", которая вырастает над второй и приобретает самостоятельность в ходе становления и эволюции человека. В основе человеческого бытия лежит прежде всего материальная, практическая деятельность. Способность же человека к духовной деятельности исторически формируется и
совершенствуется с развитием общественной практики человечества.