Развитие логического мышления
ВАРИАНТ З
Задание 1. Приведите по три примера понятий, являющихся одновременно: а) конкретными и пустыми
б) абстрактными и общими.
РЕШЕНИЕ:
а) Конкретным понятием можно назвать понятие, в котором отображен данный предмет или класс предметов: "настольная лампа", "столовый нож", "компьютерный стол"
б) Абстрактным понятием называется такое понятие, в котором отображено какое- либо свойство предметов, отвлеченное мысленно от самих предметов: "белизна", "спелость", "инфляция".
Задание 2. Представьте с помощью круговых схем отношения между следующими понятиями.
а) Адмирал; английский адмирал; адмирал Нельсон; русский адмирал; адмирал Ушаков.
б) Подросток; подростковая преступность; хулиган; малолетний преступник.
РЕШЕНИЕ: а) б)
Задание З. Определите, к какому виду определений следует отнести приведенное ниже стихотворение, если его рассматривать как определение понятия "охота".
В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова "охота" определяется как "поиски, выслеживание зверей, птиц с целью умерщвления или ловлю". Это определение звучит сухо и отрешенно. Оно никак не связано с горячими спорами о том, в каких крайних случаях оправдано убивать или заточать в неволю зверей и птиц
В. Бурич так определяет охоту и свое отношение к ней:
Черта горизонта
птицы в числителе
рыбы в знаменателе
умноженные на дробь выстрела
и переменный коэффициент удочки
дают произведение,
доступное каждой посредственности.
Завзятый охотник может сказать, что эта образная характеристика охоты субъективна и чересчур эмоциональна. Но, тем не менее, она явно богаче и красками, и деталями, относящимися к механизму охоты, чем сухое словарное определение. РЕШЕНИЕ:Определения бывают реальные и номинальные. Реальное - это определение самого предмета, отраженного в соответствующем понятии. Номинальное - смысл самого слова -имени, предмета.Стихотворение относится к реальному виду
Задание 4. Укажите, какие ошибки допущены в следующих определениях.
а) Импровизация — техника драматической игры, когда актер играет что—либо непредвиденное, не подготовленное заранее придуманное в ходе действия. – предложение является утверждением, а не определением
б) Предложение — это повествовательное, повелительное или вопросительное предложение.- определение верно, так как определяет вид предложения.
Задание 5. Выявите суждения (укажите субъект и предикат) в следующих предложениях и определите, являются они суждениями атрибутивными, с отношениями или существования:
а) Осенние дни значительно короче летних.
б) Нелюбознательных детей не бывает.
в) Все вечера он проводил дома.
РЕШЕНИЕ:
Субъект (S) в логике - предмет суждения, который определяется и раскрывается в своём содержании предикатом (P).
а) осенние дни – S; значительно короче летних – P – суждение атрибутивное, с отношениями
б) не любознательных детей ( S)не бывает (Р)- суждение атрибутивное, с отношениями
в) он – S; проводил дома – P- суждение существования.
Задание 6. Найдите предикаты в следующих суждениях и определите, являются они утвердительными или отрицательными:
а) Все мы получили не то, что хотели.
б) В большинстве известных учебников не рассматривается этот вопрос.
РЕШЕНИЕ: а) Р – не то, что хотели ; суждение утвердительное.
б) Р – этот вопрос; суждение утвердительное.
Задание 7. Запишите логическую форму следующих сложных суждений и определите их вид (по главному признаку).
а) Он не был ни прилежным-А, ни способным.-В - А v B; сложное категорическое суждение.
б) Причинение смерти – А по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей - В, равно причинение смерти по неосторожности двум или более лицам — наказывается ограничением свободы на срок до пяти лег либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (УК РФ. ст. 109. ч. 2) – А v B à C; сложное разделительное суждение
Задание 8. Постройте таблицы истинности для следующих формул.
а) (((р - q) à р) à р); б) (( p ^ q ) v ( p ^ r)) à ( p ^ ( q v r))
РЕШЕНИЕ:
Таблица истинности - таблица, с помощью которой устанавливается истинностное значение сложного высказывания при данных значениях входящих в него простых высказываний. В классической математической логике предполагается, что каждое простое (не содержащее логических связок) высказывание является либо истинным, либо ложным, но не тем и другим одновременно. У высказывания имеется лишь две возможности — быть истинным либо быть ложным ("и" означает "истина", "л" - "ложь")