Смысл диалектики.
Если довести до логического и смыслового завершения данное гегелевское рассуждение, то получается, что в процессе общественного развития идеальным (то есть наиболее полно реализующим божественный замысел) будет то государство и тот народ, которые сумеют лучше других подготовиться к череде грядущих войн. Так, через социальные катаклизмы, возникающие вследствие равномерной просветленности государств божественным разумом, человечество идет к созданию идеального абсолютного государства, символизирующего для Гегеля вершину общественного развития.
В материалистической диалектике смысловые акценты расставлены по-иному. Во-первых, смысл социальной диалектики К. Маркс и Ф. Энгельс увидели в противоречивом движении человечества в направлении общественной гармонии, которая представлялась им в форме коммунизма. Во-вторых, показав земной источник возникновения духа, они не только развеяли гегелевский мистицизм в получении каждым народом своего духовного назначения, но и раскрыли то, как из объективных условий общественной жизни рождается общечеловеческий идеал коммунистической гармонии. В-третьих, Маркс и Энгельс отказались признать превосходство любой национальной формы капиталистического государства при шествии к коммунизму, подчеркивая, что никакой из стран в отдельности не будет принадлежать слава уничтожения капитализма.
Итак, анализ отдельных форм диалектики показывает, что ее конкретно-исторический смысл изменяется, но данные изменения целенаправленны. Они осуществляются в «горизонте» общего замысла диалектики - раскрытия перспектив развития мира. Для реализации этого замысла диалектически мыслящими философами сделано немало. Однако диалектическому осмыслению подлежит еще большое количество проблем мирового развития. В этом плане можно полагать, что диалектика как философская теория развития мира будет совершенствоваться и не потеряет своего значения в духовной и практической жизни человечества в XXI веке.
Литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991.
Диалектико-материалистический метод познания. – М., 1990.
Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Синергетика и теория социальной самоорганизации. - М., 1999.
Закон единства и борьбы противоположностей. Под ред. Парнюк М.А. – К, 1991.
История античной диалектики. – М., 1972.
История диалектики XIV-XVII вв. – М., 1974.
Концепции самоорганизации: становление нового образа мышления.
- М., 1994.
Самоорганизация в природе и обществе. - СПб, 1994.
Современные зарубежные концепции диалектики. – М., 1987.
Зеленков А.И. Принцип отрицания в философии и наука. - Минск, 1981.
Материалистическая диалектика. В 5 т. - Т. 1.- М., 1981.
Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. - М., 1985.
Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.20.
Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т.20.
Шептулин А.П. Категории диалектики. - М., 1971.