Структура символического знака
В структурализме на уровне семантики символическая форма представляется надстройкой естественного языка. Символ «создается на основе некоторой последовательности знаков, которая существует до него» (6, с. 78). В результате в трехэлементной системе естественного языка, о которой говорилось выше, знак «первой системы становится всего лишь означающим во второй системе» (там же). При разнообразии материала, используемого в символизации, единство всех средств заключается в их
73
знаковой функции. Для наглядности французский структуралист Р.Барт приводит следующую схему:
Дело в том, что первичный элемент вторичной системы не прост, он есть одновременно смысл и форма. Как смысл означающее предполагает возможность какого-то прочтения, его можно увидеть, оно имеет чувственную реальность. Но форма в символе вытесняет смысл, «распоряжаясь им по-своему < .>. Смысл является для формы чем-то вроде хранилища конкретных событий, которое всегда находится под рукой; это богатство можно то использовать, то прятать подальше по своему усмотрению» (6, с.82). В результате смысл лишается своих независимых позиций, своего статуса и становится «буквой» или означающим. Образованию специфического символического отношения способствует регрессивный характер семиозиса. Для определения знакового интерпретанта (образа в сознании) субъект именует его при помощи другого знака, у которого есть свой интерпретант, который называется другим знаком и т.д. Таким образом, процесс бесконечного семиозиса, являющегося фундированным базисом семиотической системы, контролирует себя изнутри (82, с.48). В «Статьях по семиотике и типологии культуры» Ю.М.Лотман утверждает, что регрессивность является характеристикой не только семантической, но и парадигматической: «под этим понимается сложная устросниость бинарных оппозиций, элементы которой в идеале должны представлять и единство, и часть единства, более того, эти структуры,
74
находящиеся в прогрессе, включаются в высшие структуры, таким образом составляя не единство, а триединство» (41, с.48). Основное же отличие символа от знака заключается в том, .что, во-первых, символ строится на основе лингвистического знака, а во-вторых, репрезентирует не только смысл формы, но и концепт.
Семантический анализ символа, трехэлементной сущности, включает учет отношения означаемого к означающему и отношения его собственной структуры к естественному языку. Символическая особенность языковой системы заключается в том, что индивид воспринимает в качестве слов определенное сочетание звуков, природа которых остается для него неизвестной. Феномены, не поддающиеся интерпретации, он также именует символическими. В языке имя и именуемое имеют разнородный характер, что является символическим деффектом (не просто отделить суб7>скт от символического означаемого). В речи, которая является специфически организованной в собственном смысле, информация доставляется различными путями, причем у этой символической информации нет особо идентифицируемых признаков. Можно только предположить, что в одной и той же культуре механизм символической функции проявляется в одном качестве на различных уровнях. Систему символов логически можно увязать с функционированием системы языка, учитывая при этом, что она является вторичной.
В герменевтическом плане вопрос интерпретации символов необходимо рассматривать не только в виде коммуникационного треугольника адресант - агент - адресат, но и как отношение символизирующего агента и символического объекта, Для любого заданного уровня значения изменяется не само значение, а способ его адаптации и применения, В восточной и нордической мифологии «каждый символ, миф или легенда содержит четыре накладывающихся друг на друга моральных
75
урока; 1) исторический урок, то есть эпическое повествование, имеющее дело с реальными фактами и людьми и служащее своего рода «материальным обоснованием» подразумеваемого символического научения; 2) психологический урок, отображающий борьбу между духом и материей в человеческом плане; 3) урок, касающийся жизни на нашей планете; 4) урок по поводу устройства материи космического порядка» (29, с.58). Эта классификация обращает миф в «поливалентное» строение, однако, в силу исторической традиции символ обладает тенденцией располагаться на каком-либо определенном уровне. Следует отметить, что есть и такие символы, которые существуют, дабы примирять различные уровни реальности, в частности, психический уровень с пространственным. Наилучшим примером этого является мандала, а также перекресток и прочие символы, связующие собой три мира. Например, ступени символизируют связь между сознанием и бессознательным точно также, как они представляют связь между горним, земным и нижним мирами. Идея порядка очень существенна в символизме и выражается, как мы говорили, в упорядочивании пространства геометрическими формами и числами, а также расстановке живых существ в качестве символов в положения, определяемые законом соответствий.