Структура символического знака
78
функции богов. Вы социолог? Тогда в мифе вы найдете средство, с помощью которого в первобытном обществе лидер превращается в бога. Единственной всеохватывающей интерпретацией, которая представлялась бы согласующейся с первоначальным значением мифов и символов, является та, которая возвращает это значение прямо к его метафизическому источнику и диалектике творения» (29, с,30). Определенный феномен приспосабливается к структуре и системе не только мышления какого-либо периода в истории, но и всего культурного и научного гнозиса. Поэтому при определении этого феномена в его историческом развитии современные исследователи закономерно искажают его первичный смысл. «Искажение такого порядка неизбежно, ибо символ чаще всего трактуется как идейно-образная структура, содержащая в себе указание на отличные от нее предметы, являясь для них обобщением и неразвернутым знаком, в котором в скрытой форме заключены все возможные проявления вещи < .>, что предполагает исследовательский произвол в трактовке этих проявлений. Эта дефиниция к тому же отождествляет такие понятия, как образ, знак, всеобщее, лишая образ самостоятельности, специфики, обрекая его на исполнение функций того, что он обозначает. Одновременно она лишает и слово его речевых особенностей, затрагивающих глубинные стихийные свойства человеческой души» (47, с.75).
Еще в дофилософский период строились предположения о происхождении богов, которые основываются на интерпретациях. Существует три основных подхода к этим интерпретациям: «а) мифы представляют собой более-менее модифицированные рассказы об исторических фактах, о людях, возведенных в ранг богов, как это произошло в исторические времена с Александром Великим; б) мифы выражают конфликты, присущие миру природы, по каковой причине боги должны быть
79
сверхъестественными космическими символами; в) мифы есть баснословное выражение философских или моральных идей» (29, с.33).
Символ способен совмещать все выше обозначенные пункты одновременно. Они являются историческими реалиями; что касается моральных реалий, то они непосредственно переформулируют в своем контексте основные идеи в трех конкретных планах: история, физический и психический мир. Недостатки многих теорий интерпретаций символов сводятся к недостаточной проясненное™ уровня значения, учет которого мог бы привести к реконструкции их внутренней структуры. Также и реализм усматривает в символе лишь версию какого-либо события, набор элементов, но никак не основание его существования. Сказать, что образ летучей мыши породил идеи гиппо-грифа, химеры и дракона, означает дать лишь минимальное представление об экспрессивной и символической значимости
подобных элементов; «только анализ их контекста, целей и их поведения способен приблизить нас к мифу, содержащемуся в символах с его существенной способностью к динамическому видоизменению» (там же, с.58). Следовательно, символ представляет собой внутреннюю связь между всем, что является аналоговым и ассоциируемым, а не просто динамическим потенциалом объекта в отдельности. Таким образом, значимость в исследовании приобретает не столько сам объект, сколько целевая направленность субъекта. Рационализация образа, переход от конкретного чувственного образа к понятию является основанием семиозиса. В абстрактной схеме-символе замена одного образа другим может произойти только в случае их схожести. Следовательно, чем шире информационное поле субъекта, тем больше может быть ассоциируемого. Символизм, или результат семиозиса, обусловлен процессом накопления информации, знания об объекте. Направленность субъекта на расширение чувственного или рационального знания является одним из условий символизации.
80
И.В.Поляков, представитель отечественной структуралистской школы, предлагает при анализе семантической структуры моделирующей системы опираться на содержание оппозитивного отношения элементов. При этом, согласно автору, (в данном случае речь идет о построении мифа), фиксируются не только реальные для любой моделирующей системы (В.В.Иванов, В.Н.Топоров) «фундаментальные антиномии», но и специфика мышления данной культуры. Вопрос только в том, формальными или семантическими единицами они являются. Автор приводит логическую модель структуры мифа, которая заключается в том, что элементы входят в оппозицию, которая в свою очередь является частью оппозиции. Система эта имеет четырехэлементную структуру: а ; b ;: х : у, в которой легко угадывается формально-логическая аналогия отношений. «Второй этап абстрагирования от содержания члена оппозиции проводится при конструировании структуры, которая определяется независимо от содержания противопоставляемых в каждой оппозиции элементов. Учитывается только момент самой противоречивости» (51, с. 147). На наш взгляд, формализм оппозиций заключается в том, что их членами могут являться не только мифемы, но и термы, сами оппозиции, мифологические конструкции и т.д.