Сверхсознание (самосознание) и бессознательное
Интерес человека к себе и своему «Я» - исконный и вполне понятный. Осознание человеком своего облика, своих стремлений, мотивов поведения и идеалов, целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего существа связана с такой характеристикой структуры сознания, как самосознание.
Человек не только есть сам в себе, но есть и для себя, что проявляется в обращённости на самого себя: он осознаёт себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдаёт себе отчёт в том что делает, думает, чувствует. Он осознаёт себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличие человека самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Уже Платон отмечал, что деятельность души – не пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самой собой. Размышляя, душа «ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивает сама себя, отвечая, утверждая или отрицая». Самосознание характеризуется как стремление к осознаванию собственного «Я». Последнее же зачастую принимается за иерархическую вершину в развитии всех способностей и психического аппарата человека.
Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущение человеком своего собственного тела, движений действий. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Можно сказать, что самосознание диалогично. «Лишь отнесясь к человеку Павлу, как к себе подобному, человек Петр начинает относится к самому себе, как к человеку» (Маркс К.). Самоотражение приобретает развитую форму самосознания через феномен другого сознания. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознаёт себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру. Продукты труда являются как бы зеркалами, из которых навстречу нам сияют наши сущности: ребёнок, говорит Г. Гегель, бросает камни в реку и восхищается расходящимися на воде кругами как неким делом, в котором он получает возможность созерцать своё собственное творение.
Познавая себя, человек, как отметил Т.Манн, никогда не остаётся вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определённых социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответственность за них.
Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле. Рефлексия, как сказано было выше, размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может осознавать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Рефлексия погружает нас в глубину наше самости. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного. Поскольку человек понимает себя как разумное существо, рефлексия принадлежит его природе, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: рефлексия не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.