Сверхсознание (самосознание) и бессознательное
З.Фрейд впервые фундаментально, на базе экспериментальных и клинических данных обосновал важное место, занимаемое бессознательным в психике человека.
Важное значение для понимания бессознательного имеют работы К.Г. Юнга (1875 - 1961) – швейцарского психолога и психиатра, последователя З. Фрейда. Изучая бессознательное, К.Г. Юнг обнаружил в его структурах так называемые архетипы
. Если «комплексы» переживаний З. Фрейда есть результат индивидуальной жизни человека и представляют собой продукт вытеснения, то архетипы связаны с коллективной жизнью людей, с жизнью рода и закрепляются в психике человека исторически, передаются по наследству из поколения в поколение.
К общечеловеческим первообразам, или к архетипам, относятся образы матери-земли, героя, мудрого старца и др.
Архетипы тесно связаны с символикой и проявляются в сновидениях, художественном творчестве и т.п.
В заключении отметим, что бессознательное и сознательное является двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека; между ними довольно часты противоречия, порой конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать гармоничного единства. В бессознательном заключены богатые возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, в особенности это касается творческой деятельности субъекта. Сознание «питая» и в значительной мере формируя бессознательное, в целом способно его контролировать, а также определять общую стратегию поведения человека. И хотя поведение человека, особенно социальное его поведение, определяется сознанием, осознанное поведение не исчерпывает всех поведенческих актов, в нём остаётся место и бессознательному.
В генезисе психики человека бессознательное выступает первым, а сознательное вторым этапом и её формирования и развития. Но с возникновением сознания бессознательное не растворяется в нём, оно становится уровнем человеческой психики, начиная активно взаимодействовать с уровнем сознания. Более того, под влиянием эволюции сознания бессознательное развивается, изменяется и обогащается по своей структуре, функциям и содержанию. Бессознательное у человека и бессознательное у животных при общих сходных чертах обладает существенными различиями. Бессознательное в субъекте очеловечивается и социализируется; оно биосоциально по своей природе.