Теоретические основы
Формальное описание - описание в специфических терминах и символических обозначениях той или иной теорию
Формализованное описание - содержательное описание с элементами формального описания.
Процесс перехода от содержательного к формализованному и формальному описанию (процесс формализации) развивается от использовании первичных идеализаций через выдвижение теоретических концепций к построению на основе располагаемого научно-методического аппарата (или вновь создаваемою) более или менее общей теоретической модели рассматриваемых явлений (процессов).
Факторы - это причины, обстоятельства, движущие силы, определяющие причинно-следственные связи в рассматриваемом явлении (процессе).
Показатель - качественная или количественная характеристика, вводимая для оценки отдельного свойства или совокупности свойств рассматриваемого объекта (процесса). Показатель обычно имеет наименование, обозначение и значение. Различают количественные показатели (значение - численная величина) и качественные показатели (значение - словесное, неколичественное описание меры проявления рассматриваемого свойства или совокупности свойств).
Параметр - это показатель с пределами допустимых значений, определяемыми конкретной смысловой интерпретацией.
Критерий - необходимый и/или достаточный признак, на основе которого производится оценка (классификация) или выбор объекта по значениям одного критериального показателя (простой критерий) или нескольких критериальных показателей (сложный критерий). Соотношение, в соответствии с которым вычисляется значение критериального показателя, называется целевой функцией.
В рамках философского предметного познания возникают задачи распространения научных результатов между предметными областями и развития наук на стыках той или иной предметной области (например, физики) с другими (так возникли ядерная физика, биофизика, геофизика, астрофизика и т.д.).
Расширение и углубление познания окружающего мира на предметной стадии философской ступени познания находит выражение в возникновении философских учений в более или менее развитом виде (например, дедуктивная логика Декарта, аристотелевская логика) как систем знаний о наиболее общих законах и закономерностях развития окружающего мира. Относительно самостоятельное философское учение представляет собой диалектика, интегрирующая ряд философских предметных наук (диалектика природы, диалектика познания и др.) и сама интегрирующаяся с другими философскими науками и учениями (так, например, возникла материалистическая диалектика).
Философское учение (как система знаний) обычно формируется как наука о науке в том смысле, что в рамках вводимых общих категорий (например, в метафизике Аристотеля - сущность, материя, форма, возможность, действительность, движение, количество, противоречие; в философии Канта - множество, всеобщность, реальность, отрицание, ограничение, субстанция, причина и действие, возможность и невозможность, необходимость и случайность и т.д.) сосредотачивается внимание на выявлении закономерностей возникновения и развития объектов познания из разнообразных предметных областей и на разработке в рамках методологического познания философских принципов, выражающих методические и методологические подходы к решению самых разнообразных научных и практических задач.
На философском уровне познаются свойства и отношения объектов, инвариантные относительно того или иного множества предметных областей, а также закономерности возникновения, применения и развития методологий и их составных элементов. Это обеспечивает всеобщность эмпирических и теоретических основ философского уровня.