Вопросы для письменного рассуждения
1. В какой степени в наши дни любовь является товаром? Как «отоваривание» любви влияет на отношения между полами? Приносит ли это вред или пользу обществу? Как изменяется роль женщины в современной культуре?
Тем, что в нашем мире всё продаётся и покупается, уже никого не удивишь. На то он и рынок, чтобы развешивать ценники с суммами в конвертируемой валюте на всём, что только может быть предметом купли-продажи – будь то шикарное авто, кусок колбасы или живой человек.
Навязчивая реклама, бездарные шоу, голливудские фильмы вырабатывают у целых поколений совершенно искажённые представления об отношениях между мужчинами и женщинами. «Твоё тело – это твой капитал», - говорит голос рекламы (шоу, кинофильма). Очень показательны в этом отношении проекты типа «Фабрики звёзд». Если ты красивый, модный и сексуальный, значит, ты можешь стать звездой, можешь продать себя подороже, надо только правильно «упаковать» себя и преподнести в лучшем виде. Если ты не подходишь под эти стереотипы, значит ты неудачник, аутсайдер. Человек как товар, а не как индивид, не как личность – вот реальность современной капиталистической системы.
Всё устроено настолько просто, что об этом знают даже дети. Все мы понимаем, что всё вокруг нас стоит денег, наши желания подчинены нашим финансовым возможностям. Чем больше мы чего-то хотим, тем больше это стоит. В отношениях между мужчиной и женщиной – далеко не всегда напрямую.
Охота на самку в буржуазном обществе сопровождается рядом прогнивших социальных ритуалов: денежными затратами, лживыми обещаниями, предварительными встречами, короче, выродившимися и потерявшими значение церемониями. За этими ритуалами обычно скрываются достаточно конкретные социальные факторы. Материальные знаки внимания при ухаживании, такие как цветы, конфеты, подарки и т.д. играют важную роль. Чем больше денег потрачено мужчиной в этом увлекательном процессе, тем серьёзнее, по всем канонам буржуазной морали, его намерения, тем значительнее, соответственно, должна быть отдача. Проще говоря, всё это напоминает банальную сделку «купли-продажи», где продавец и покупатель сами взвешивают себя на фальшивых весах и пытаются обсчитать друг друга, часто страдая при этом сами.
Вообще в отношениях между мужчинами и женщинами в современном мире существует множество шаблонных ситуаций, в которых роли уже давно расписаны до мелочей. Девушка боится забеременеть вне брака, поскольку содержание ребёнка ей не по карману или просто обойдётся ей очень дорого. В этих случаях аборт чаще всего не есть боязнь самого акта рождения, как такового, но боязнь последующих унылых годов содержания, воспитания и образования ребёнка в одиночестве. Да и семья, собственно, становится лишь фактором совместного владения каким-то имуществом, в российских условиях довольно убогим.
Оба участвующих в церемонии играют социальные роли, мучают себя и партнёра. Не только спонтанность
желания исчезает, тут речь уже не идёт о желании, а лишь о цели.
Материальный интерес в конечном итоге всегда оказывается первостепенным. «С милым рай и в шалаше», - утверждает народная мудрость. Правда, в нашем климате в шалаше можно жить только три месяца в году, и то, если в начале июня или в конце августа ночью не грянут морозы. Впрочем, дело тут не в особенностях российской действительности, и не в нашем климате. Вряд ли кто-то сомневается, что там, где круглый год греет солнышко, а бананы можно срывать прямо с веток, «любовь» так же покупают за деньги, то ли в форме открытой проституции, то ли в виде ритуализированных буржуазных отношений между мужчиной и женщиной.