Вопросы для письменного рассуждения
Впрочем, не стоит понимать вышесказанное как фатальную констатацию факта. Всё это так же неправильно и несправедливо, как эксплуатация рабочей силы или неспровоцированная военная агрессия, а сексуальное угнетение – это один из видов капиталистического угнетения вообще. Ведь использование сексуального влечения в целях наживы является одним из самых прибыльных способов капиталовложений. Само понятия «секс» наделено концептуально буржуазным содержанием, – оно означает не только и не столько сам половой акт, сколько целую стратегию, принцип половых отношений, распространенных в буржуазном обществе. Не случайно же, в этих буржуазных обществах, в которых секса всегда хватало, родилось и другое словосочетание «заниматься любовью»: оно как раз отразило тенденцию овеществления и примитивизации того комплекса чувств, переживаний, межличностного общения, который прежде назывался словом «любовь». Прагматизм, который обычно называют американским, закрался и в эту сферу. Еще один вид деловых отношений: «давай-ка займемся любовью, детка». Точнее, перевод известного словосочетания «to make love» звучит даже не как «заниматься любовью», а «делать любовь», то есть здесь больше подчеркивается низменный аспект собственно физического, в данном случае, почти механического действия. На смену «make money», ставшего разговорно-общим местом слэнга делового мира США 1920-х гг., в наше время приходит «make love».
Используя секс в своих целях, буржуй добивается прибыли, то есть укрепляет свою денежную власть и власть над общественным сознанием. Получается замкнутый круг: однажды позволив себе отведать низкопробного зрелища (те же самые шоу или модные программы), мы позволяем буржую оформлять нашу действительность в соответствии с этой низменной потребностью, то есть усиливать, стимулировать ее в обществе.
Таким образом, секс - есть отчуждение и овеществление тела, превращение его в визуальный товар, в часть индустрии развлечений: сигареты, мотоциклы, мышцы, бюсты, попки . Отношения между мужчиной и женщиной сакрализуются, ритуализируются с целью последующей выгодной реализацией этого товара. В «приличном обществе» в открытую «об этом» говорить не принято, а определённые детали вообще находятся под «моральным» запретом. Тем лучше для дельца, поскольку то, на что наложено ханжеское «табу», легче продать. Хотите заглянуть, что происходит в женской бане? Заплатите деньги за входной билет.
Что происходит при этом с человеком – мужчиной или женщиной, ставшим (ставшей) частью этой системы? Он (она) в полной мере включается в непрерывное изменение сознания, осуществляемое над ним этой системой, он становится инструментом действия законов буржуазного общества. Принцип эксплуатации налицо. Взаимоотношения мужчины и женщины сводятся к механике, к деловым отношениям, конечно, требующим определенного взаимоуважения партнеров, но целью этого «сотрудничества» остается некая отдельная сущность, некий отчужденный промежуток между людьми – секс.
Таким образом, тривиальное «когда нет денег, нет любви» в наше время звучит актуально как никогда. Впрочем, и в нашем мире вопреки всем его каннибальским законам есть место для искренних и честных отношений, для того, что можно назвать любовью без всяких кавычек. Но, увы, это скорее исключение, чем правило в обществе, где человек «стоит» ровно столько, сколько нулей записано на его банковском счёте.
2. Фромм обвиняет общество в «болезни». Каковы признаки этой болезни? Живут ли современные люди настоящим, или лишь прошлым и будущим, как утверждает Фромм? Возможна ли любовь в современном мире?