Знание и его предмет
В свете современных представлений о познавательной деятельности, по справедливому замечанию Л. Микешиной, «принцип отражения не может быть абсолютизирован как исчерпывающий для объяснения природы познания, а операция отражения есть лишь одна из базовых операций наряду, в частности, с такими, как репрезентация, интерпретация и конвенция, связанными с социокультурной и коммуникативной природой познавательной деятельности».
Многообразные операции, совершаемые людьми в ходе познавательной деятельности, ведут к тому, что человеческие знания приобретают сложную внутреннюю структуру, они могут отрываться от действительности, включать в себя элементы вымысла и
заблуждения. В результате создается сложный мир субъективных образов, который с развитием человечества становится все богаче и разнообразнее. Наряду с внешним материальным миром этот мир тоже становится предметом человеческого познания. Таким образом, наши знания включают в себя не только представления о том, что есть в действительности, но и предвидение того, что будет, и
предположения о том, что могло бы быть, и проектирование того, что мы желаем осуществить.
Рассмотрим более подробно содержание материалистических представлений о процессе познания.